Маргарита Шапошникова
СОБЫТИЯ САКСОФОН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ VIVATE SAX НИ КЛАССИКИ НИ ДЖАЗА ИНТЕРВЬЮ С ШАПОШНИКОВОЙ М.К. ДЕЛЬФИК-SAX 2008 БИОГРАФИЯ ПОБЕДА РУССКОЙ ШКОЛЫ. ДИНАНТ-2006 ГОСТЕВАЯ КНИГА


     Шапошникова Маргарита Константиновна – профессор Российской академии музыки им. Гнесиных, Народная артистка России (2005 г.), лауреат Международного (Хельсинки, 1962 г.) и Всесоюзного (Ленинград, 1964 г.) конкурсов – является основателем первого в СССР класса саксофона (с 1965 г.) в музыкальных учебных заведениях им. Гнесиных. Концертирующая саксофонистка, она вывела саксофон на путь классической и современной музыки академических форм. С 60-х годов ХХ века она начала пропагандировать в СССР богатейший мировой репертуар для академического саксофона. Исполнительский талант, виртуозная техника и артистизм были по достоинству оценены отечественной и зарубежной прессой: «Королева саксофона… звезда, обладающая ослепительной техникой… необычайный феномен, приводящий в восторг публику» - говорят об этой замечательной артистке.
     М.Шапошникова гастролирует по России и за рубежом. Ею сыграно более 1000 сольных концертов, в которых прозвучала музыка разных стран, эпох и стилей. В ее репертуаре более 20 концертных программ: «Саксофон в современном мире», «Вечер французской музыки», «Руссиана», «Здравствуйте, господин Сакс!» и др. Она принимала участие в концертах Всероссийского дома композиторов, Всероссийского музыкального общества, Международного фонда В.Спивакова, в программе «Новые имена» Российского фонда культуры.
     М.Шапошникова выступила с сольными программами в концертных абонементах «Звучит саксофон», организовала молодежный «Клуб саксофонистов», «Большой ансамбль саксофонистов», ставший лауреатом Московского фестиваля искусств «Фестос». Подготовила ряд Российских конкурсов саксофонистов, работала в качестве председателя и члена жюри, возобновила деятельность «Московского квартета саксофонов», совмещая руководство с игрой на инструменте.
     Помимо сольных концертов, она солировала с оркестрами под управлением дирижеров С.Сондецкиса, Г.Проваторова, В.Синайского, Вл.Чернушенко, Ф.Мансурова, Н.Некрасова и других, солировала в симфоническом оркестре Мариинского театра под управлением В.Гергиева.
     Зарубежные выступления проходили во Франции, Японии, Германии, в Прибалтийских государствах, на Украине, в Югославии, Финляндии, Италии. Участвовала в международных фестивалях в Москве, Тольятти, Берлине, Эдинбурге и т.д.
     М.Шапошникова – создатель собственной исполнительской школы. Среди ее учеников более 30 лауреатов Международных, Всесоюзных и Всероссийских конкурсов, заслуженные артисты России, профессора и доценты Российских вузов (А.Осейчук, Ю.Воронцов, А.Волков, С.Резанцев, В.Вальс).
     Ею записаны множество пластинок и компакт-дисков, подготовлены радиопередачи, выпущен фильм «Голос саксофона» (студия «Ковчег», ТПО «Экран»). Она – автор и составитель учебных пособий, нотных изданий (более 20 работ).
     М.Шапошникова является инициатором создания сольного и ансамблевого концертного репертуара для саксофона в России с 60-х годов ХХ века. Она – автор многочисленных транскрипций, при работе над которыми она сотрудничала с Д.Шостаковичем, А.Хачатуряном, Т.Хренниковым, А.Эшпаем. Является исполнителем премьер многих сочинений (А.Шнитке, Э.Денисов, С.Павленко, В.Якимовский). Многие композиторы посвятили ей свои сочинения (М.Раухвергер, М.Гагнидзе, М.Готлиб, Г.Калинкович и другие).
     За яркую исполнительскую индивидуальность, пропаганду игры на саксофоне, а также инициативу по организации академического образования на этом инструменте в России М.Шапошниковой неоднократно были вручены дарственные саксофоны фирмы «Сельмер». Ее имя внесено в отечественное библиографическое издание «Исполнители на духовых инструментах», а также в международный словарь «Кто есть кто?» (Кембридж).

ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ О МАРГАРИТЕ ШАПОШНИКОВОЙ

1. «Маргарита Шапошникова обладает ослепительной техникой …»
• «Продолжая традиции классического саксофона русская саксофонистка М.Шапошникова явилась совершенно необычным феноменом, который привел в восторг публику…»
• «…Волнующая, вдохновенная и даже экстравагантная игра советской саксофонистки порой поражала…»
• « …Эта звезда, имя которой уже нет необходимости называть»
• «Маргарита Шапошникова, обладающая несомненным талантом и яркой индивидуальностью, сумела успешно пробить путь в мужском царстве…»
• «В ее исполнении фразировка и изящество, импровизация и воображение, вибрирующие и хлесткие звучания сливались друг с другом, создавая музыкальный спектакль»
(Концерт филармонического оркестра Луарского Края «Сюрпризы и восторги», материалы международного конгресса саксофонистов, фестиваль, посвященный 150-летней годовщине изобретения саксофона. Франция, 1990 г.).

2. «Венцом концерта стало выступление самого мастера – профессора Маргариты, исполнявшей пьесу бельгийского композитора А.Тиссена «Обезьяний питомник». М.Шапошникова своей артистичностью и мастерством, огненным темпераментом и удивительным умением контактировать со слушателем вызвала полный восторг аудитории» (А.Федотов. «Звездный час саксофона». Филармония, №3, 2004)

3. «Сегодня М.Шапошникова – признанная и заслуженная исполнительница и педагог… Она одна из первых разрушила предрассудки о саксофоне как об исключительно мужском инструменте… Саксофон определил всю ее жизнь, а также жизнь русской школы саксофона, основательницей которой она стала» («Продолжение человеческого голоса…» Газета «Блик», Белград).

4. «Саксофон в ее руках поет, плачет, смеется, рассказывает о страсти, страданиях, живописует мелодией такое состояние души, что словами и не передать» («На саксофоне женщина играет» Газета «Сударушка», №42,15 октября 1996 г.)

5. «Яркое участие в концерте солистки М.Шапошниковой, исполнившей концерт-каприччио на тему Паганини Г.Калинковича для саксофона-альта. Она удивила талантливой интерпретацией, виртуозной техникой, волевым темпераментом, тонким музицированием» (Tiesta 1976, Латвия).

6. «…Она покоряет публику одухотворенностью, яркой эмоциональностью, темпераментом, высокой культурой исполнения и чарующим звуком. Звучание саксофона Шапошниковой можно сравнить, пожалуй, с выразительностью человеческого голоса» (Б.Сафонов. «Омская правда». 18 ноября 1989 г.)