Дельфик-sax 2008
СОБЫТИЯ САКСОФОН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ VIVATE SAX НИ КЛАССИКИ НИ ДЖАЗА ИНТЕРВЬЮ С ШАПОШНИКОВОЙ М.К. ДЕЛЬФИК-SAX 2008 БИОГРАФИЯ ПОБЕДА РУССКОЙ ШКОЛЫ. ДИНАНТ-2006 ГОСТЕВАЯ КНИГА

                


   Ежегодно, вот уже седьмой раз, в России проводится важнейшее культурное мероприятие - Всероссийские Дельфийские игры, в которых соревнуются молодые таланты в разных видах искусства. В этом году, с 16 по 21 мая, центром Дельфийского движения стал город Новосибирск, куда прибыло более двух тысяч участников по двадцати шести номинациям бороться за право стать лучшими. В номинации «саксофон» принял участие двадцать один конкурсант по двум возрастным группам. Двое наших московских ребят, Никита Зимин – студент РАМ им.Гнесиных (старшая группа) и Кирилл Рапопорт - студент музыкального колледжа им.Шнитке (младшая группа) завоевали золотые медали, утвердив, тем самым, в этой номинации первенство московской школы. Выступления конкурсантов оценивало высокопрофессиональное жюри: М. Шапошникова – народная артистка России, профессор РАМ им.Гнесиных, Л. Друтин, преподаватель Государственного музыкального колледжа им.Гнесиных и Государственной академии им. Маймонида, доцент, В.Толмачев, профессор Новосибирской консерватории. Своими впечатлениями об этом конкурсе делится в интервью председатель жюри М.Шапошникова.
        Что представляет собой данный конкурс саксофонистов? Кто принимал в нем участие?
        Это очень серьезный конкурс. Мы старались дать интересную и сложную программу, с которой ребята справлялись и довольно хорошо. Важно то, что была представлена большая география участников конкурса: Москва, Новосибирск, Вологда, Воронеж, Омск, Ханты-Мансийск, Иркутск, Белгород, Липецк, Алтайский край, Кировская область. Конкурс проводился по двум возрастным группам: в младшей принимали участие конкурсанты от 14 до 17 лет, в старшей – от 18 до 24 лет. Для младшей группы была разработана программа двух туров с исполнением обязательных пьес. В старшей группе было три тура, как на международных конкурсах.
        Когда появилась номинация «саксофон» в Дельфийских играх?
        Это современная номинация, которая впервые была представлена на Четвертых Международных Дельфийских играх, прошедших в 2006 году в Казахстане. В этом году эта номинация была введена и на Российских играх. Вообще, по другим специальностям сначала выявляют победителей на Российских играх, а потом они уже принимают участие в Международном конкурсе. У нас же все произошло наоборот. Кому, как не саксофону участвовать в Дельфийских играх. Саксофон, как известно, очень распространен по всей России. Совсем недавно я проводила мастер классы по саксофону и кларнету в небольшом городке Городец под Нижним Новгородом. Очень приятно было наблюдать большой интерес педагогов и детей к духовым инструментам. В музыкальных школах флейта и саксофон – это приоритеты среди духовых. Напротив, очень сложно идет продвижение таких специальностей, как гобой, фагот. Это прерогатива больших городов, как Москва, Петербург. Саксофон же очень любят повсюду. Мое поколение выросло на саксофоне: в кафе, цирке, театре, кино – везде звучал саксофон. И сегодня он всюду звучит. Таким образом, именно большая любовь и расположение к этому инструменту, сама жизнь продиктовали появление и активное развитие школы игры на саксофоне. Родители с удовольствием отдают детей заниматься на этом инструменте. И как ни сложно продвигаться этой специальности, она сама о себе заявляет и сама себя продвигает.
        Ограничено ли было количество конкурсантов на Дельфийских играх в разных возрастных группах? На конкурс едут все желающие или проводится предварительный отбор?
        К сожалению, не было никакого отбора. Меня пригласили как председателя жюри, и я предлагала провести отбор, но его не было. И к чему это привело? К тому, что не было настоящего конкурсного соревнования. Данный вопрос хочется адресовать Департаменту культуры Москвы и Департаменту семейной и молодежной политики Москвы. Из столицы приехало очень мало участников и даже те, кто приехал, выступали не за Москву, а за другие города. Это что же, негласный запрет на участие в Дельфийских играх студентов московских училищ и ВУЗов? Победитель этого конкурса Зимин Никита, обучающийся в РАМ им. Гнесиных, ездил от Московской области, от областного училища г. Пушкино, где когда-то учился. Академия же не выделила средств. Элитнейший московский ВУЗ не имел возможности заявить о себе в конкурсе! Это коснулось и других ребят и других московских музыкальных учебных заведений. Все это в результате нивелировало конкурсную ситуацию и не отразило истинного состояния школы на сегодняшний день.
         Отсутствие настоящей конкурсной ситуации Вы можете объяснить только этой причиной?
        С одной стороны, как я уже сказала, этот важный вопрос необходимо обратить к Департаменту культуры г. Москвы. Надо было им определить участников. Мало того, что мы вторую премию в старшей группе не могли никому дать, но вместе с тем не было панорамы, не было настоящего Дельфийского состязания. И те, кто приехал из глубинок, не смогли понять, что сегодня представляет собой школа саксофона. Конечно, если бы была борьба, она бы отвечала духу игр. Дух состязания, конечно, присутствовал, но он не отражал того, что происходит на самом деле в этом инструменте. С другой же стороны, Кириллу Рапопорту, который учится в московском учебном заведении, удалось представлять Москву. И это заставляет взглянуть на проблему с другой стороны. Возможно, и сами ребята не проявили должного интереса к этому мероприятию. Почему?? Что, побоялись?.. Другой причины я не вижу.
        А какова, в целом, была организация конкурса? Организация была очень хорошей. Соревнования по нашей номинации проходили в одном из лучших залов Новосибирска - малом зале Филармонии, с прекрасной акустикой. Сами участники очень гордились, что по их специальности проводится конкурс. Было много слушателей, родителей, педагогов. Со стороны Дельфийского организационного комитета все было проведено великолепно.
        Кто составлял конкурсную программу, и по какому принципу она определялась?
        Ко мне обратился комитет, я в свою очередь, советовалась с преподавателем Л.Б. Друтиным, мы все очень глубоко продумали, смотрели международную программу по саксофону, изучили российские программы, то есть оттолкнулись от того, что происходит в России и за рубежом. Кроме того, я советовалась с профессорами академии. Программа включала в себя музыку отечественных и зарубежных композиторов разных эпох. Она была ориентирована на то, чтобы привлечь больше исполнителей. В связи с тем, что у нас школа саксофона развивается неравномерно, включили сочинения разной сложности. Может быть, с точки зрения международных позиций это не совсем принципиально, но, зная панораму русского саксофона, мы, исходя из этого, давали разные по сложности сочинения.
         Как Вы оцениваете уровень младшей и старшей группы?
        Самое главное, что мы нашли лидеров. Кирилл Рапопорт учится сейчас в колледже им.Шнитке у Юрия Сергеевича Воронцова. Это очень талантливый мальчик. В его игре слышалась культура звука, техническая оснащенность, убедительная музыкальная трактовка. Что касается другого победителя, Зимина Никиты, это очень одаренный человек. Мы все ждем от него свершений. Он играл очень сложную программу, самого высокого порядка и все его выступления сопровождались аплодисментами. Теперь очень важно, как дальше эти ребята будут продвигаться. Что же касается других призеров, они тоже оставили очень позитивное впечатление. Новосибирская школа заявила о себе: в младшей группе Кознов Владимир завоевал серебряную медаль, а в старшей – Константинов Андрей - бронзовую. Возглавляет эту школу профессор Новосибирской консерватории В.Толмачев. Бронзовую медаль в младшей группе завоевала Иванова Света, которая представляла Липецкую область. Также хочется отметить исполнителей из Братска, Ханты-Мансийска и, конечно же, их преподавателей. Но отмечу и отрицательные моменты. Особенно обращает на себя внимание проблема постановки аппарата, которая приводит к тембрально неинтересному звучанию. Так же это проблемы интонации, дыхания. Обязательно нужно работать с тюнером. Кроме этого, в выступлениях конкурсантов подчас неубедительно проявлялись художественно-исполнительские качества. Думаю, что педагогам следует больше внимания обратить на формирование музыкальной эрудиции: расширять слушательский багаж, больше слушать музыки, научить анализировать музыкальное произведение с точки зрения формы, стиля, жанра и т.д.
        Очень часто на конкурсах победа исполнителя во многом зависит от того, кто сидит в жюри. Сталкивались ли Вы лично с такими ситуациями и как относитесь к такому судейству?
        Со стороны люди говорят по-разному, например, «поедет Шапошникова, значит, ее ученики и выиграют». Ну, прежде всего, я не виновата, что люблю саксофон и открываю его для себя и для других. У меня очень высокий критерий требования ко всем. Однако когда я слушаю других учеников, у меня возникает больше материнского чувства, чувства поддержки, я цепляюсь за лучшие качества исполнителя. Когда я слушаю выступление, то представляю себе море, в котором я должна поймать самую красивую рыбку и я ее ловлю. Ну, например, один из конкурсантов, вологодский саксофонист Докунин Остап, очень не понравился моим коллегам-членам жюри. Да, у него не звучит саксофон, но я услышала в его исполнении потрясающую ловкость. Когда в пьесе встречается пассаж, он играет гениально, но эта гениальность лопается в общем масштабе его несовершенства. Когда же играют мои ученики, у меня совсем другое слушание, глобальное. Я слушаю их в свете дальнейшей перспективы работы с ними же. В этом конкурсе, когда речь шла о присуждении серебряной медали в старшей группе, я хотела дать ее Новосибирскому мальчику. Но, мэтр Новосибирского саксофона Толмачев наотрез отказался дать вторую премию (как видите, я даже раскрываю секреты нашего судейства).
        Есть ли какая-то дополнительная программа Дельфийских игр? Концерты, гастроли для победителей?
        

        Это очень интересный вопрос, надо его поставить. Я лишь знаю, что этот конкурс проводится по президентской программе, победителям дают хорошие премии, то есть молодежи есть за что побороться. Конечно, очень важно, чтобы звание победителя не потонуло. В инструментальной секции кто-то обязательно должен позаботиться об этом. И если дальше я буду привлечена к этой работе, то поставлю этот вопрос перед комитетом.
        Как вы считаете, насколько важны конкурсные соревнования? Что они дают для молодых музыкантов?
        Конкурсы обязательно нужны, они движут специальность, дают возможность встречаться, смотреть, что происходит, слушать и узнавать новые имена. Во всех странах масса конкурсов по духовым инструментам, у нас, к сожалению, мало. Этот конкурс – очень оригинальный. Стать чемпионом Дельфийских игр, обладателем медали – разве это не здорово?! Я желаю молодым музыкантам трудиться, бороться, участвовать в конкурсах, уважать свою специальность, любить тот инструмент, который может сделать твою жизнь прекрасной!

        
Hosted by uCoz