Ни классики, ни джаза
СОБЫТИЯ САКСОФОН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ VIVATE SAX НИ КЛАССИКИ НИ ДЖАЗА ИНТЕРВЬЮ С ШАПОШНИКОВОЙ М.К. ДЕЛЬФИК-SAX 2008 БИОГРАФИЯ ПОБЕДА РУССКОЙ ШКОЛЫ. ДИНАНТ-2006 ГОСТЕВАЯ КНИГА

                

В ЗАЩИТУ КЛАССИЧЕСКОГО САКСОФОНА


     В дискуссионной статье о путях развития исполнительства на саксофоне Ю. Воронцов проводит основную идею, согласно которой музыкантам, обучающимся (вероятно, имеются в виду саксофонисты) на классическом отделении, желательно заниматься джазовой музыкой. «Без знания джазовой музыки, - пишет автор,- музыкант становится как бы неполноценным – ведь саксофон, эстрада и джаз являются звеньями одной цепи». Очень верное замечание, относящееся к джазовому музыканту, но в какой степени это сентенция касается классических саксофонистов?
    В первой половина ХIХ века с наступлением эпохи романтизма произошло переосмысливание специфики инструментов, что привело к инструментальной реформе. Эпоха романтизма характеризуется, прежде всего, пристальным вниманием к внутреннему миру человека, что неизбежно должно было привести и привело к развитию национальных композиторских школ, появлению новых жанров, поиску новых тембровых красок и выразительных средств. Тембр стал важным выразительным средством, зачастую определяя характер и образный строй музыкального произведения. По меткому выражению Б. Асафьева музыкальная «речь» приобрела «тембра-интонационный» характер, то есть тесную связь мелодической интонации и тембра.
    Композиторы «нуждались» в новых инструментах, и они появились в образе саксофона и семейства саксгорнов, флейты системы Бёма, бас-кларнета и др.
    Саксофон был восторженно принят передовой музыкальной общественностью. Г.Берлиоз в своей статье в “Journal des Debats” от 12 июня 1842 года пишет о том, что звук саксофона настолько естественен, что трудно найти такой инструмент, который можно было бы сравнить с ним. «Это звук, полный мягкости и огромной силы». Заканчивается стать словами: «Композиторы в долгу у господина Сакса. Пусть он будет уверен, а поддержка друзей искусства будет ему обеспечена».
    Становление саксофона, как классического духового инструмента, назвать простым нельзя. Вначале он был введен в военные оркестры Франции. При Парижской консерватории были организованы классы для военных музыкантов, обучающихся на саксофоне, саксгорнах и корнет-а-пистоне. Просуществовали классы вплоть до 1870 г. В консерватории начать обучение игре на саксофоне предполагалось в конце XIX века. Но класс саксофона был открыт только в 1942 году. В России по моей инициативе и поддержке зав. кафедрой духовых инструментов И.Ф. Пушечникова на министерском уровне было принято решение о введении саксофона в систему высшего профессионального образования. Класс саксофона был открыт в РАМ им. Гнесиных в 1973 году.
    Уверена в том, что в недалеком будущем класс саксофона откроется и в Московской консерватории. Можно не сомневаться, что обучение игре на этом инструменте будет строиться на академической основе с привлечением классического репертуара и лучших образцов классической музыки. Именно классическое направление в обучении музыкантов, с его традициями, формами, жанрами, стилями, багажом накопленного опыта и знаний, позволяет осуществлять основную задачу музыкального высшего образования, а именно: воспитывать личности с передовыми взглядами, способных брать на себя ответственность за дальнейшее развитие музыкального искусства и культуры.
    Саксофон изначально воспринимался как классический инструмент симфонических и духовых оркестров. С появлением джаза саксофон стал его олицетворением. Этому явлению имеется объяснение. Благодаря своим конструктивным особенностям, он обладает богатыми выразительными возможностями. Звучание инструмента может приобретать различные тембровые оттенки от светлого, яркого, полного, объемного, полетного (основных характеристик, свойственных классическому звучанию), до «мяукающего», шипящего, хрипящего, шепчущего, используемого в джазе и эстрадной музыке.
    Это не значит, что мы отрицаем подобного рода звучания. В этом смысле можно высказать распространенное, но довольно спорное мнение: «если публике нравится, не следует ее разочаровывать». Принимает же публика безголосых эстрадных певцов(!?)
    В то же время, учитывая характерную специфику направлений, не стоит их смешивать (особенно в методах обучения) или преувеличивать значение того или другого. Нельзя согласиться с мнением, что «Главное в обучении игре на саксофоне – быть хорошим джазовым оркестровым музыкантом, владеющим джазовой техникой игры на инструменте и стилями джазовой музыки». Отстаивая свои представления о путях развития исполнительства на саксофоне, Ю. Воронцов приводит довольно спорные доводы. К примеру, считает, что на работу удачно устраиваются исполнители, которые параллельно с классической музыкой обучены играть джазовую музыку, а саксофонисты с классическим образованием, даже окончившие аспирантуру, не могут трудоустроиться и в лучшем случае работают в ДМШ, в худшем – меняют профессию. Отсутствие интереса к классическому саксофону объясняет эпизодическими сольными выступлениями отдельных музыкантов. Искусственно ограничивает исполнителей, способных и желающих повысить свою квалификацию в аспирантуре, и др.
    Поднятые автором вопросы, как говорится, «имеют место быть». Это касаются не только саксофона, но всего инструментального исполнительства. Саксофон здесь в общей тенденции. Более того, подобная тенденция свойственна не только России, но всем развитым странам, как в Европе, так и в Америке.
    Много ли у нас джазовых оркестров, которые бы предоставили работу многочисленным джазовым музыкантам: оркестр им. О. Лундстрема, Биг-Бенды Гараняна, Бутмана… Работать же в казино и ресторанах, во-первых, не всякий захочет, во-вторых – такому музыканту совсем не обязательно иметь высшее образование.
    В России и в РАМ им. Гнесиных к настоящему времени сложилась исполнительская школа игры на саксофоне. Студентам прививаются навыки звучания классического исполнительства. Школа базируется на принципах отечественного исполнительского искусства, берущих своё певческое начало от М.И. Глинки.
    Доказательством служат многочисленные победы саксофонистов-гнесинцев на различных международных конкурсах. В программу конкурса саксофонистов, проходившем в 2006 г. на родине Адольфа Сакса в г. Динант (Бельгия), входили очень сложные произведения для классического саксофона. Победителем среди 200 участников из разных стран стал представитель Русской школы - мой ученик Сергей Колесов.
    Не секрет, что классическое звучание приобретается с напряженным трудом, большим усилием воли, терпением и, главное, желанием добиться своей цели. Джазовый музыкант постановке губного аппарата, развитию звука и другим важным качествам исполнительства уделяет значительно меньше внимания. Ему не интересен классический звук инструмента, который ограничивает джазового музыканта, прежде всего, в использовании запредельных тембровых красок, избегаемых классикой. «Запредельные» тембровые оттенки при игре на саксофоне достигаются без особых усилий со стороны музыканта.
    Немало случаев, когда саксофонисты с классическим музыкальным образованием переходили в эстраду и добивались успехов, С другой стороны, трудно привести пример, когда бы исполнитель, воспитанный на эстрадном звуке добивался приемлемого классического звучания саксофона.
    Классический саксофон сегодня – это, прежде всего солист и участник различных оркестров. Не последняя его роль в качестве сольного инструмента. Большое наслаждение слушатель получает, от звучания ансамбля из многочисленного семейства саксофонов. В заключение отмечу следующее. Саксофон, благодаря своим уникальным звуковым и выразительным возможностям может и должен использоваться в различных музыкальных стилях и жанрах. Джаз как жанр утвердился в музыкальной культуре, выделился в отдельную область исполнительства со своими требованиями, традициями, педагогическими и исполнительскими принципами. Классическая и джазовая музыка используют различные стороны выразительных возможностей саксофона. Каждый из направлений имеет право на существование и развитие. Нет необходимости для доказательства роли джазового исполнительства принижать значение классического саксофона. Иначе мы не получим ни классики, ни джаза.

    Сведения об авторе: Шапошникова Маргарита Константиновна (саксофон, кларнет) Народная артистка РФ, профессор РАМ им. Гнесиных
Hosted by uCoz