Саксофон в современном мире
СОБЫТИЯ САКСОФОН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ VIVATE SAX НИ КЛАССИКИ НИ ДЖАЗА ИНТЕРВЬЮ С ШАПОШНИКОВОЙ М.К. ДЕЛЬФИК-SAX 2008 БИОГРАФИЯ ПОБЕДА РУССКОЙ ШКОЛЫ. ДИНАНТ-2006 ГОСТЕВАЯ КНИГА


(Второй международный конкурс саксофонистов им.Ж.-М.Лондейкса, интервью с народной артисткой, профессором РАМ им. Гнесиных М.К.Шапошниковой)

Недавно закончился Второй Международный конкурс саксофонистов имени Жан-Мари Лондейкса, который проходил с 14 по 26 января в Тайланде. Наряду с самым престижным конкурсом саксофонистов им. Адольфа Сакса в Бельгии, конкурс им. Лондейкса также имеет очень высокий статус, в нем принимают участие представители «высшей лиги» саксофонистов всего мира. Первый международный конкурс Лондейкс организовал в 1996 г. в Бордо. На этот раз мероприятие проходило в Бангкоке, в одном из крупнейших музыкальных заведений юго-восточной Азии – Университете Махидол. В конкурсе приняло участие 75 исполнителей. Среди них - саксофонисты из Японии (их было большинство), Франции, Бразилии, Мексики, Тайвани, США, Канады, Тайланда, Китая, Бельгии, Дании, Испании, Италии, а также из городов России – Москвы и Петербурга. В составе жюри – известные саксофонисты, представители разных исполнительских школ. Председатель жюри Ж.-М.Лондейкс - представитель французской школы, Д.Готье - немецкой, В. Стрит – канадской, Д. Сэмпен– американской, К. Мунесада – японской.
    Организовывая этот конкурс, Лондейкс видел основную его задачу, в первую очередь, в «продвижении современного репертуара для саксофона, однако не в ущерб произведениям предшествующих эпох». Исходя из этого, предложенная программа представляла собой панораму произведений различных стилей. Так, в первом туре, участники исполняли два сочинения для саксофона-соло: первое – барочное или классическое, второе – современное из предложенного списка (среди композиторов - К.Лоба, К.Хавел, Ф.Россе, Т.Алла).
    Во втором туре саксофон был представлен уже иначе: в камерном ансамбле с фортепиано. В списке вновь присутствовали как сочинения, ставшие уже классическими образцами в репертуаре саксофонистов, например, «Прелюдия, каденция и финал» А.Дезенкло, «Легенда» Ф.Шмидта, Соната П.Крестона, Соната Э.Денисова, так и новые сочинения, такие как «Arabesque 3» I.Nodaira, «Renewing the Myth» М.Shrude, «L’Incandescence de la bruine» B.Montovani, «Chant premier op.103» M.Mihalovici, и др.
    В финальном раунде саксофон был представлен в качестве солирующего инструмента с оркестром. Наряду с известными всем Концертом Томази и Концертом Дюбуа, в программе были заявлены такие новые сочинения, как «Point’s d’or» B.Jolas для четырех последовательных саксофонов, «Ballade» F. Martin и др.
    Поскольку мне посчастливилось побывать на этом конкурсе, оказаться в центре происходящих там событий, я бы хотела поделиться некоторыми своими впечатлениями.
    Несколько слов о первом туре.
    Первое, что меня поразило, - это то, что практически все участники исполняли программу на двух разных инструментах, демонстрируя тем самым свободное владение несколькими инструментами группы саксофонов. Особенно ярко, на мой взгляд, выглядели японские саксофонисты. Выступления большинства из них отличались интересной трактовкой современных сочинений, а также особым звучанием, соответствующим барочному стилю. В этом отношении хочется выделить также выступление словенского саксофониста Михи Рогины, исполнившего Скрипичную партиту №2 И.С.Баха и этюд «Джунгли» К.Лоба.
    Наши исполнители тоже выглядели очень достойно. Русскую школу представляло трое участников. Двое из них, Сергей Колесов и Никита Зимин, - студенты класса профессора Российской академии музыки им. Гнесиных Маргариты Константиновны Шапошниковой, а третий, Дмитрий Кузичев - ученик преподавателя Петербургской консерватории Алексея Петровича Тихонова.
    Из 75 участников ко второму туру было допущено двадцать два человека. Среди них оказался и наш конкурсант – Никита Зимин, один из самых молодых исполнителей. Для Никиты, конечно, это большое достижение, ведь он впервые поехал на такой серьезный конкурс, в котором принимали участие уже достаточно зрелые музыканты, имеющие большой опыт, и соревноваться с ними было не так-то просто. Члены жюри в своих письменных комментариях дали очень благоприятную оценку его выступлению, отметив, в первую очередь, хорошее чувство стиля в исполненных двух фантазиях Г.Телемана и прекрасно созданную звуковую картину джунглей в исполнении известного этюда К.Лоба.
    Вообще, очень интересной и необычной была идея проведения первого тура. Участники играли «за ширмой», то есть жюри, не видя конкурсанта и соответственно не зная его, оценивало исполнителя, исходя только из звукового восприятия. Однако, как оказалось, эта идея не была реализована в полной мере. О том, что играл Сергей Колесов, победитель конкурса им. А.Сакса в 2006 году, (да и не только он один), члены жюри, скорее всего знали. Выступление Сергея Колесова, исполнившего этюд «Савана» К.Лоба и флейтовую партиту И.С.Баха, прошло на высоком уровне и не вызывало никакого сомнения, что этот участник продолжит конкурсное соревнование. Однако жюри приняло иное решение: его не пропустили в полуфинал. На мой взгляд, это можно объяснить лишь одной причиной: судьи решили сразу избавиться от сильного конкурента. К сожалению, необъективность жюри не вызывает большого удивления, ведь такое, как известно, случается на многих конкурсах….
     Оставалось наблюдать за дальнейшими событиями.
     Второй тур проходил в два дня. С большим нетерпением слушатели ждали выступления французского саксофониста А.Доиси, победителя конкурса А.Сакса в 1998 году. Им были исполнены «Легенда» Ф.Шмидта и Соната Э.Денисова. Ожидание чего-то необыкновенного постепенно в процессе исполнения сменилось пустым равнодушием. Да…хорошо звучит…. Но разве только это является критерием мастерства исполнителя? Будучи хорошо знакома с музыкой сонаты, я услышала лишь самое поверхностное прочтение столь глубокого по замыслу сочинения. Вообще, прослушав выступления конкурсантов первого дня, я, по правде говоря, была разочарована их исполнительским уровнем. С другой стороны, это вселяло все больше надежды на то, что у Никиты Зимина, который играл последним во второй день, есть все шансы (при удачном выступлении), чтобы пройти в финал. Действительно, Никита в полуфинале заявил о себе как о достойном претенденте на финальный раунд. Исполненные им две сонаты (П.Крестона и Э.Денисова) вызвали большой слушательский резонанс. В целом выступления второго дня были гораздо ярче, и здесь вновь японские саксофонисты были на высоте. Особенно мне запомнилось выступление саксофонистки Асаги Ито, исполнившей «Прелюдию, каденцию и финал» А.Дезенкло и Сонату Э.Денисова. Мощный звуковой посыл, тембровое богатство, прекрасная техника, убедительная трактовка известных сочинений, несомненно, выделяли ее среди других участников.
    И что же в результате? В третьем туре - ни одного японца. Финалистами стали два представителя французской школы: Александер Доиси (ученик К.Делянгла) и Винсент Дауд (ученик Ж.-М.Гури), словенец Миха Рогина (ученик К.Делянгла), американец Дуглас Окконор (ученик Д. Андервуда) и таец Шон Патаяникорн (ученик Д. Сэмпена и В. Стрита).
    Трое участников (М.Рогина, Д.Окконор, Ш.Паттаяникорн) исполнили в финале Концерт Г.Томази с Тайландским филармоническим оркестром, А.Доиси – современное сочинение «Point’s d’or» Б.Жоля, В.Дауд представил произведение, которое исполнял во втором туре, - «Chant premier op.103» М.Михаловичи.
    В финале места распределились следующим образом:
1 премия - Александер Доиси, 2 премия - Дуглас Окконор, 3 премия - Миха Рогина, 4 премия - Шон Паттаяникорн, 5 премия - Винсент Дауд.
    Несколько слов о призовом фонде. Спонсором данного конкурса выступила всем известная фирма Yamaha, которая учредила следующие призы: 1 место – 5000 евро и два саксофона модели «Custom», 2 место – 3500 евро и саксофон, 3 место – 2000 евро и саксофон, 4 и 5 место – саксофон.
    Судить о финальном раунде вы можете сами. Запись с выступлениями финалистов вы найдете в Интернете на сайте YouTube.
    Вернувшись в Москву, наши ребята сразу поспешили встретиться с Маргаритой Константиновной Шапошниковой, которая весь конкурсный период очень переживала за своих учеников, поддерживала их, следила за результатами соревнования. Мне, в свою очередь, захотелось задать ей несколько вопросов.

    - Маргарита Константиновна, Вы слушали запись финала. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

    Я не претендую на истину в последней инстанции. Я не слушала всех исполнителей, могу судить лишь о пяти. Прежде всего, первым номером я отмечаю Миху Рогина. Здесь и звук, и артистизм, и стиль, несмотря на некоторые «ляпсусы». Это один из выдающихся молодых исполнителей-саксофонистов. Конечно, очень чувствуется школа Делянгла, его скрупулезное отношение ко всей технологии, также заметно и индивидуальное мышление исполнителя. Что касается победителя этого конкурса, А.Доиси, я ожидала значительно большего. Я знаю этого музыканта по его выступлению в 18-летнем возрасте, его изумительный талант. Сейчас его исполнение не было достаточно убедительным с точки зрения трактовки. Впечатляет само произведение, написанное для четырех последовательных саксофонов с оркестром. Здесь использован интересный прием – звучание двух саксофонов одновременно. Этот прием часто применяется в джазе. В академической же версии я такое слышу впервые. Для меня Доиси - исполнитель номер два на этом конкурсе. Таец Патаяникорн понравился хорошим звучанием и инструментальным профессионализмом. Однако в его выступлении я отмечаю слабое проявление художественного начала. У американца Д.Окконора наиболее уязвимой стороной является само звучание инструмента, его тембр. Француз В.Дауд просто не выдержал условий, так как исполнял сочинение с фортепиано, а не с оркестром и тем самым, никак не проявил концертных качеств, необходимых для солиста, играющего с оркестром.

    - Вы столько вложили в своих учеников. Как Вы считаете, каков был их уровень относительно данного конкурса?

    Я не могу судить в целом, т.к. слышала только «отобранных» на третий тур. Ну, что касается Колесова, я считаю, что можно было выбрать более выигрышную программу. У него великолепная техника и вместо «Саваны» я советовала ему играть другой этюд, но не настояла. Возможно, в этом моя ошибка. Всегда на конкурсе нужно показывать свои лучшие стороны, очень важно правильно выбрать репертуар. Что касается версии предвзятого отношения членов жюри к этому исполнителю, то возможно, здесь есть доля истины. В результате победитель сложнейшего конкурса в Динанте не проходит даже на второй тур (???)
    Первый тур Зимина был достоин и интересен по программе, а во втором туре вместо Крестона надо было играть современное сочинение, показав новизну современного репертуара. Зимин прекрасный баритонист и мог бы проявить себя также и в этом качестве, расширив свой инструментарий. А по большому счету, конкурс – это лотерея. Сегодня ты на коне, а завтра…. Много разных факторов играют роль, так сошлись звезды…. Не надо отчаиваться, все бывает…. Надо бороться, стремиться и не сдаваться! Жалко, что я не была свидетелем этого мероприятия. Но я очень рада, что от России выступило трое участников, которые смогли «поднять» такой сложный репертуар. Эти ребята представляют разные поколения: Колесов – аспирант, имеющий богатый опыт конкурсных соревнований, Кузичев и Зимин – подрастающее поколение, достойно заявившее о себе.

    - Какие принципы являются для Вас самыми важными при подготовке к конкурсу?

    Исполнитель должен быть интересен слушателю как художник. Здесь две основных позиции: техническо-звуковое оснащение и художественное воплощение. Для меня очень важен сплав душевного и рационально-интеллектуального начал. Если последнее присутствует у многих исполнителей, то первое (живое начало, душа) – у единиц. Часто душа просто молчит. А ведь именно духовые инструменты, непосредственно связанные с дыханием, наиболее близки человеческой душе. Исполнительская практика на духовых связана с большой физической нагрузкой. И, возможно, это является одной из причин того, что духовики-солисты очень редко завоевывают большую аудиторию. Ярчайшим примером высокого «духового искусства» является творчество трубача Т.А.Докшицера, исполнительство которого можно поставить в один ряд с легендами инструментализма - Рихтером, Ойстрахом, Ростроповичем. Когда я слушаю его, начинаю открывать настоящую духовность и, что самое главное, духовность именно через духовой инструмент.

    - Как Вы относитесь к тому, что в России не проходят конкурсы такого масштаба и даже на одном из ведущих конкурсов духовых инструментов им. Римского-Корсакова в Петербурге не введен саксофон?

    Ну что в России? В России все зависит от того, что мы сами делаем. Винить можно государственные органы…. Но! Прежде всего, я все это обращаю на нас, старшее поколение, и на себя лично. Надо бурлить, организовывать, делать, пробивать, заявлять о себе, ведь духовики – это целая армия, целый слой населения России. А где мы его слышим? Бутман да Гаранян, и все?!..
    … Вот сейчас у нас налажено очень интересное мероприятие, которое поддерживается правительством – Дельфийские игры. Там есть различные номинации, охватывающие практически всю культурную сферу. В разделе «Инструменты» представлен и саксофон. В 2006 году в Астане проходили Международные Дельфийские игры, где золотую медаль получил Зимин Никита. В мае 2008 года в Новосибирске пройдут Всероссийские Дельфийские игры. Мы готовим целую команду по двум группам - средняя и старшая.

    - На конкурсе Зимин исполнял всю программу наизусть, что было отмечено членами жюри и поразило слушателей. Неужели такой традиционный подход к исполнению музыки, может вызвать столь бурную реакцию?

    Игра наизусть – это свойство нашей российской школы. Настоящий артист должен заглядывать себе только в душу, а не в ноты. Когда исполнитель играет по нотам, внимание рассекается, и визуальное впечатление приобретает несколько убогий вид. К сожалению, зарубежные исполнители-солисты на духовых инструментах, в том числе и саксофонисты, проигрывают инструменталистам других специальностей (скрипачам, пианистам, виолончелистам). И в этом я вижу одну из причин.

    - Вас часто приглашают в жюри различных конкурсов. Что является для Вас главным критерием оценки исполнителя?

    Для меня важен конечный образ артиста, художника. Чтобы этого добиться, значительными моментами являются, безусловно, высокий профессионализм, прекрасное звучание, штрихи, но вместе с тем важна наполняемость музыкальной эрудицией, куда входит знание стилей, большой слушательский багаж, объем общих понятий и др. Черпая новые знания, музыканту необходимо опираться на них в своем творчестве, выстраивая музыкальный образ. Для меня важно, чтобы исполнитель был одухотворенным и художественно направленным. Слушатель открывает свою душу навстречу исполнителю только тогда, когда он чувствует открытость души у играющего музыканта.

    - Что бы Вы могли пожелать молодым исполнителям на духовых инструментах?

    Творить и не сдаваться! Побольше заявлять о своих намерениях на сцене и в жизни!

аспирантка РАМ им. Гнесиных,
    Валентина Зимина