"Победа саксофониста Сергея Колесова - это чудо"
Народная артистка России Маргарита Шапошникова – в интервью "Газете"
В понедельник в Бельгии произошла мировая музыкальная сенсация, весьма укрепившая престиж российской культуры. На старейшем и самом авторитетном в мире конкурсе саксофонистов, где состязались 176 музыкантов, представлявшие около 40 стран, триумфальную победу впервые в истории этого конкурса одержал российский музыкант Сергей Колесов. Он удостоен первой премии и трех специальных призов. Пока лауреат едет в Москву, его победу в интервью корреспонденту «Газеты» Ярославу Седову прокомментировала педагог Сергея Колесова - знаменитая Маргарита Шапошникова, народная артистка России, профессор РАМ им. Гнесиных, создавшая школу саксофона в России.
 
- Что представляет собой конкурс саксофонистов в Динане?
 - Это старейший, самый престижный в мире и самый трудный международный конкурс саксофонистов. Его можно сравнить только с нашим конкурсом Чайковского или Олимпиадой. Уже много десятилетий подряд раз в четыре года он проходит в бельгийском городе Динан, на родине музыканта Адольфа Сакса, который создал саксофон в середине XIX века. Город небольшой, старинный, живописный, расположен на холмах по берегам горной речки. Изображения саксофона там – на каждом шагу. Есть даже большой памятник – 12-метровый саксофон.
 
Конкурс – главная часть музыкального фестиваля-карнавала, которым охвачен весь город. Музыканты в красочных костюмах ходят по улицам, есть парады духовых оркестров и прочие зрелища. А в это время в концертных залах соревнуются порядка двухсот исполнителей со всего мира. В жюри входит тридцать авторитетнейших музыкантов мира, и ни одного - из России: саксофонисты, композиторы, дирижеры. Заключительный тур проходит в главном соборе города.
 
- Как составляются конкурсные программы, какие требования предъявляются к участникам?
 
- Здесь исполняются в основном сочинения современных композиторов. Сложнейшие, масштабные, использующие весь арсенал технических средств саксофона. Из 200 участников на второй тур проходит около 20, и каждый из них играет по полтора часа – как сольный концерт. Уже одно это для исполнителя очень тяжело: большая физическая нагрузка. Кроме того, в каждом туре есть обязательные произведения, написанные специально для конкурса. Их нужно разучить примерно за месяц до выступления, а это очень маленький срок. В основном это сочинения, сочетающие разную музыкальную стилистику, что требует от исполнителя художественной зрелости и эрудиции. Иными словами, это конкурс не только солистов, но и педагогов и даже разных школ.
 
До сих пор российские участники не проходили дальше первого тура. То, что в этом году наш Сергей Колесов получил первую премию – это очень престижно и почетно. Это больше чем сенсация, это чудо. Ведь по сравнению с европейскими школами, прежде всего с французской, наша школа игры на саксофоне очень молода. За рубежом он давно был признан инструментом, равноправным по отношению к другим. А у нас в советские времена открыть класс саксофона в академическом вузе, достать хорошие инструменты, подготовить исполнителей стоило больших трудов.
 
- Чем Сергей Колесов так поразил жюри?
 
- Более всего мне дорого то, что он получил не только первую премию, но три специальных приза именно за исполнение новых сочинений, написанных для конкурса. Они были очень разными: сочинение классика ХХ века Лучано Берио «Секвенция» - сложная игра разными музыкальными стилями. «Декалькомания» композитора Фишхампа - авангардистское сочинение в духе Дьердя Лигети. Японское произведение «Пушистая птица» - романтическая соната: саксофон изображает и птичьи трели, и образ безграничного пространства, полета. Там есть фрагмент, оставленный для импровизации, где исполнитель выступает фактически композитором. Импровизация Сергея была признана самой вдохновенной и художественной. И это – главная победа нашей школы саксофона. Мы всегда боролись за то, чтобы вписать ее в русло основных русских музыкальных традиций: культивировать технику не как самоцель, но как средство для создания образов и проявления личности музыканта. Сергей проявил артистическую зрелость и умение захватить публику своим художественным прочтением и показал, насколько плодотворны принципы нашей музыкальной школы.
 
- У нас саксофон многими воспринимается прежде всего как инструмент эстрады и джаза. Каковы дальнейшие перспективы победителя на академической сцене?
 
- Саксофон – богатейший инструмент, его возможности еще во многом не раскрыты. Это инструмент поиска, интуиции, фантазий и неожиданных открытий. Я считаю, что он может все. Вопрос - что способен из него извлечь исполнитель.
 
Сергей Колесов в этом отношении достиг многого, у него большие перспективы. Он проделал огромный путь к этой победе.
 
Колесов из очень скромной вологодской семьи, внешне - тот же типаж, что Есенин: худенький, светлые золотистые кудри. В училище начинал заниматься на скрипке, потом увлекся саксофоном, с блеском закончил Российскую академию музыки, сейчас учится в аспирантуре. Всегда отличался умением учиться, воспринимать главное и превращать это в самостоятельный артистический результат. Я надеюсь, что он сможет стать большим музыкантом.
 
Кстати, Колесов родился в тот же день, что и Адольф Сакс, и по счастливому совпадению был объявлен победителем именно в день своего рождения. В смысле карьеры – он уже получил приглашения от серьезных импресарио, ему предстоит выступить в нескольких европейских концертах как лауреату. А первое, что он сделает, вернувшись на родину, – поедет в гастрольное турне по России.
 
13.11.2006 / GZT.ru
Материал опубликован в "Газете" №208 от 14.11.2006г.