VIVATE – SAX!
СОБЫТИЯ САКСОФОН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ VIVATE SAX НИ КЛАССИКИ НИ ДЖАЗА ИНТЕРВЬЮ С ШАПОШНИКОВОЙ М.К. ДЕЛЬФИК-SAX 2008 БИОГРАФИЯ ПОБЕДА РУССКОЙ ШКОЛЫ. ДИНАНТ-2006 ГОСТЕВАЯ КНИГА


Анализируя за последние годы концертную жизнь Москвы, мы всё чаще и чаще видим в афишах концерты саксофонистов (сольные, ансамблевые и др.) Можно смело сказать, что саксофон переживает эпоху «ренессанса»! К своему признанию в России этот оригинальный инструмент шёл весьма сложным, тернистым путём и он не только выстоял, но и победил. Саксофон в настоящее время пользуется большой популярностью в народе, особенно среди молодёжи. Это стало возможным не только благодаря многообразным возможностям этого «экзотического» инструмента, способного выступать «героем» в различных музыкальных ансамблях (джаз, симфония, опера и т.д.), а так же как сольный инструмент, в чём мы ещё раз убедились, присутствуя на концерте в Доме композиторов Москвы 13 марта с.г., прошедшего под девизом «Голос саксофона в современном мире», подготовленного народной артисткой России, профессором РАМ им. Гнесиных Маргаритой Шапошниковой. Её любовь к саксофону, её страстный энтузиазм и активность в становление и популяризации этого инструмента не только в России, но и за её пределами широко известны; она, безусловно, является «альма-матер» саксофона в России. За долгие годы своей исполнительской и педагогической деятельности Маргарита Шапошникова подготовила не один десяток талантливых саксофонистов таких как: Александр Осейчук, Алексей Волков, Юрий Воронцов, Сергей Рязанцев и многих других, которые уже сами являются мэтрами саксофона и его ярыми пропагандистами. Рассматриваемый нами концерт не только подтвердил кредо Маргариты Шапошниковой в отношение к саксофону, но и расширил наше представление о виртуозных и художественных возможностях этого удивительного инструмента и исполнительства на нём.

Умело подобранный репертуар, хорошо выстроенная программа, великолепное мастерство исполнителей создали в переполненном концертном зале восторженную обстановку творчества и его понимание аудиторией. Ещё более усилило этот эффект присутствие в зале замечательных авторов исполняемой музыки: Андрея Эшпая, Ефрема Подгайца, Алексея Ларина, Александра Розенблата и др. Особый успех вызвала премьера Татьяна Чудовой «Sax – misteria» для большого ансамбля саксофонов и кларнета в исполнении талантливого кларнетиста Александра Карпова, сына Маргариты Шапошниковой, что продемонстрировало волшебное родство саксофона и кларнета.

Мы не ставим своей целью рецензирование всех выступлений в концерте, но на некоторых из них хочется остановиться:

Хорошее впечатление оставило выступление Андрея Кравченко (саксофон-сопрано), ученика Алексея Волкова, исполнившего в начале концерта, вместе с пианистом В. Юрыгиным-Клевке, шедевр кларнетовой музыки «Большой концертный дуэт» в собственной обработке. Этот дивиз предвещал нечто необычное и оно не заставило себя долго ждать, когда вслед прозвучали два этюда в «новой» технике для саксофона альта «Саванна» и Джунгли» французского композитора К. Лоба в исполнении Сергея Колесова и Никиты Зимина с использованием «эхо» от крышки рояля и педали. Этот эффект в своём блестящем исполнении применила также Анастасия Воробьёва (Франция), озвучившая композицию японского автора Ф. Танада «Таинственное утро» для сопрано – соло.

Дважды слушателям являлся блестящий образ «Сакс – Кармен» (в академическом и джазовом вариантах) соответственно композиторов Ф. Борна и А. Розенблата, исполненных Асей Фатеевой (альт, Германия) и одесситкой Анной Степановой (сопрано), которая позже продемонстрировала также великолепные артистизм и вокальные данные в песне А. Эшпая «Ах, Одесса моя, не наглядная», подхваченную всем залом.

Достойный успех выпал на музыку Э. Денисова (соната) Е. Подгайца (квартет саксофонов) А. Ларина (пьеса-соло «От волги до Маравы»), убедительно исполненными Н. Зиминым в ансамбле с талантливой пианисткой Е. Гриневич, С. Прижимовым, квартетом саксофонов п/у Андрея Кравченко.

Отмечая высокое мастерство всех участников концерта, хочется всё же назвать лидера – это, безусловно, Сергей Колесов! Он ещё раз подтвердил свой яркий талант художника-виртуоза в пьесах Хачатуряна и Йошиматсу.

Но истинное «чудо» предстало залу «неповторимым музыкальным действом», совершённым вдохновителем и создателем «Сакс – вечера» Маргарита Шапошниковой со своим «сакс – войском» на музыку «жрицы композиции» Татьяны Алексеевны Чудовой. Её произведение «Sax - misteria» буквально ошеломило зал и вызвало долгие нескончаемые восторги. Это сочинение и его экстравагантная подача, я уверен, есть подленный прорыв в новые музыкальные формы, формы инструментального театра.

В заключение хочется поблагодарить уважаемого композитора Григория Самуиловича Фрида, так много сделавшего для популяризации современной музыки, за поддержку композиторов, педагогов и музыкантов, демонстрирующих новаторство в творчестве и исполнительстве. Хочется так же сказать добрые слова дирекции «ДК», создавших необходимые условия для успешного проведения оригинального концерта. Приятно было наблюдать удовлетворение на лицах, покидающих зал публики!

Как обидно, что на этом концерте не было телевидения, радио, а так же некоторых персон, обязанных по своему долгу искать новые таланты и тенденции в концертной жизни Москвы и имеющих большие возможности для их популяризации.


Председатель Правления Московского музыкального общества, народный артист России, профессор, академик Авангард Федотов.